Новости Сезёново

Брачный обыск у крестьянки из под Сезёново

брачный обыск 1910 года
Иногда в документах архивов других городов и регионов неожиданно попадаются записи о рождении, венчании или смерти людей из наших мест. Генеалоги называют таких "потеряшками", так как достоверно объяснить появление конкретных жителей Лебедянского уезда в других городах мы сейчас уже вряд ли можем. Из документов Центрального государственного архива Москвы узнаем, что крестьянка из Сезёновской волости попала в брачный обыск Николаевской церкви на курьих ножках. Ничего непонятно! – скажет читатель. И будет прав, потому что такая информация требует пояснения. Начнём с конца.
Церковь Святителя Николая, что на курьих ножках, стояла на месте нынешнего школьного здания между Большим Ржевским и Борисоглебским переулками в районе Нового Арбата в Москве. Это был старинный дворянский район Москвы, недалеко от знаменитой Собачьей площадки, на улице Молчановка. Вероятно, название пошло от царского Курьего двора, который находился рядом в XVII веке. В те времена «ножкой» называли земельную меру - клин, полоску земли. Это был самый маленький храм в Москве. Вероятно, именно его вспоминал А.С. Пушкин, работая над «Русланом и Людмилой». Александр Сергеевич был прихожанином церкви Святителя Николая на курьих ножках, когда семья Пушкиных некоторое время жила рядом. Уже в ХХ веке в этом храме крестили сына Анастасии Цветаевой. Здесь же прощался с Россией Иван Бунин. Но в 1934 году церковь разобрали.
Церковь Святителя Николая на курьих ножках в Москве
Брачный обыск — письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. В дореволюционной России, как правило, брачные обыски заносились в прошнурованные церковные книги, которые велись при храмах с XVI века вплоть до отделения Русской православной церкви от государства вскоре после Октябрьской революции 1917 года, когда у Церкви отняли юридическое право заключать и расторгать браки.
В конце XIX — начале XX века брачный обыск получил второе название — предбрачное свидетельство. Он включал восемь позиций, подлежащих исследованию священником: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения) — до 1775 года от родителей венчающихся также требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей; 7) согласие родителей или и вообще лиц, согласие которых требуется по закон; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску. Брачный обыск подписывался женихом и невестой, двумя или тремя поручителями и причтом церкви, к нему прилагались подлинные документы.
Ниже предлагаем вашему вниманию полный текст брачного обыска №18 от 19 сентября 1910 года священнослужителей Николаевской церкви на курьих ножках у крестьянки деревни Зуевой Сезеновской волости Лебедянского уезда Ольги Георгиевны Богословской и её жениха – солдатом из Тульской губернии.

ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОРОК


ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЕВСКАЯ НА КУРЬИХ НОЖКАХ.


КНИГА БРАЧНЫХ ОБЫСКОВ.


№18 Обыск брачный

1910 года сентября девятнадцатого дня. По указу его императорского величества, города Москвы, Пречистенского сорока, Николаевской, что на Курьих ножках, церкви священно- и церковнослужители производили обыск у желающих вступить в брак, и оказалось следующее: а) жених Тульской губернии, Веневского уезда, Васильевской волости, деревни Горшкова крестьянин Николай Николаев Чеботарев, православного вероисповедания, жительствует: Арбат 2 уч. д. №81.
в) невеста Тамбовской губ. Лебедянского уезда Сезеновской волости, деревни Зуевой крестьянка Ольга Георгиева Богословская, православного вероисповедания.

г) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених двадцати шести (26) лет: а невеста двадцати шести (26) лет, и оба находятся в здравом уме. Родства между ними духовного или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св. церкви брак, никакого нет. е) Жених холост, а невеста вдова после первого брака.

д) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют...
з) По троекратному соглашению, сделанному в означенной церкви, 8, 12 и 19 сентября, препятствия к сему браку никакого никем не объявлено, и) для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: 1. Паспорт, выд. Васильев. Вол. Правл. 1910 года марта 17 дня за №165; 2. Паспорт невесты выд. Сезеновским Вол. Правл. 1909 года апреля 30 дня за №216; 3. Метрическая выпись о бракосочетании невесты с первым мужем с надписью на ней о смерти последнего, выд. причтом Казанской, села Сезенова Лебедянского уезда церкви 1910 года сентября 3 дня; 4. Увольнительный билет, выд. команд. 184 пех. Варшав. полка 1908 года ноября 26 дня за № 4665.

л) Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой Николаевской, на Курьих ножках церкви сего 1910 года сентября девятнадцатого дня в узаконенное время, при посторонних свидетелях, i) Что всё показанное здесь у жениха и невесты справедливо, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждому поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду, по правилам церковным и законам гражданским.
Жених Крестьянин Тульской г., уезда Веневского, волости Васильевской, Горшковские выселки Николай Николаевич Чеботарев

Невеста Тамбовской губернии Лебедянского уезда, Сезеновской волости деревни Зуевой крестьянка Ольга Георгиевна Богословская, а по её неграмотности и личной просьбе расписался студент Московского Университета Константин Георгиевич Палес.
Поручители по жениху: Сын личного дворянина Петр Григорьевич Пилючин, Пензенской губ., Саранского уезда, г. Саранска, мещанин города Клина Александр Семенович Соловьев,

по невесте: студент Императорского Московского Университета Константин Георгиевич Палес, крестьянин Тверской губ. и уезда, Первитинской вол., дер. Дроздова Спиридон Иванов Бобин.

Производили обыск: Священник Василий Воздвиженский

Диакон Алексей Крылов

Псаломщик Илья Малинин
Источник: ЦГА Москвы, фонд №2125, опись №3, дело №168, стр. 15